Поиск информации о своих предках Башуров Лукьян, Лившиц Александр и др.

Этот блог создан для размещения и обмена информацией о своих предках носителей фамилий Башуров, Лившиц, Флик и других родственных им фамилий. Вернуться на САЙТ Bashurow.narod.ru

среда, 10 июня 2009 г.

К вопросу об истории села БАШУРОВО...

Далеко, далеко на Востоке России находится Амурский край. А в том краю - село БАШУРОВО. Представляете? Село носящее имя моего рода... В нем, проживало и проживает ныне, немало моих однофамильцев или, возможно, родственников... Я не мог пройти мимо и попытался разобраться, откуда произошло такое название села, когдаи кем, при каких обстоятельствах оно создано?

Мой прапрадед Ефим Лукьянович Башуров проживал в селе Боровецкое (под Набережными Челнами). Но, мне известно, что он пришел туда уже в дееспособном, взрослом возрасте. Откуда он пришел? Откуда родом его отец - Лукьян? Много, много вопросов... Так все-таки, как появилось на карте Российской империи село Башурово? Порывшись немного в интернете я наткнулся на такую информацию:

"На Западе Еврейской автономной области по обе стороны от Транссибирской железнодорожной магистрали автодороги Чита-Хабаровск расположен Облученский район. Большую часть его территории занимают хребты и горные массивы малого Хингана, высота которых не превышает 900 м над уровнем моря. На вершинах гор растёт ельник, а склоны покрыты кедрово-широколиственными лесами, среди сотни видов деревьев, кустарников и буйного разнотравья величественно возвышаются корейские кедры. Они помнят отряды "служилых и работных людей", которые в середине 19 века пришли сюда на берега Амура и его притоков: Биры, Биджана, Кульдура, Хингана... После заключения между Россией и Китаем в 1858 году Айгуньского договора, по которому левый берег реки Амур от слияния рек Аргуни и Шилки до морского устья признавался владением России, одна за другой стали создаваться станицы, которые строили на Амуре забайкальские казаки.

В декабре 1858 года высочайшим повелением было разрешено для охраны юго-восточной границы Сибири и содержания сообщений по рекам Амур и Уссури образовать Амурское казачье войско. В его состав включались переселенцы из Забайкалья.... В этой связи, с началом навигации 1858 г. 2000 штрафованных солдат внутренней стражи высадились отрядами в пределах современной Еврейской Автономной Области, рубили лес и кустарник, расчищали площадки под казачьи станицы. Было издано распоряжение о формировании первых трех сотен Амурского пешего казачьего батальона из служилых казаков Забайкалья. Переселенцам было предложено денежное пособие по 15 рублей на семью, обеспечение продовольствием, фуражом и семенами в течение двух лет и содействие регулярных войск в постройке жилья. Казаки для переселения назначались по жребию. При этом соблюдались два условия: казак должен быть молодым, как правило до 40 лет, здоровым и обязательно женатым. Им было приказано заготовить одежду и обувь для семьи и взять с собой лошадей, скот, земледельческие орудия...
...Пешие батальоны формировались из казаков, бывших ранее горно-заводскими крестьянами Забайкалья... (Источник: Сайт "Амурское казачье войско") Базой и отправным пунктом сплавов был небольшой город Шилкинский завод, стоявший на реке Шилке.


Перед каждым сплавом в него из Западной Сибири, с Урала и Центральной России доставлялись тысячи пудов зерна для засева казаками амурских земель, свозились мука, крупы, солонина, мёд, сахар, пригонялся из забайкальских степей крупный рогатый скот, овцы, табуны лошадей, - ведь ничего этого тогда на Амуре не было. Сибирские и Уральские заводы поставляли сельхозинвентарь, плуги, сохи, бороны, конные жатки-лобогрейки. Военное ведомство направляло обозы с оружием, амуницией, боеприпасами, легкими артиллерийскими орудиями. На финансирование переезда одной казачьей семьи на Амур государственная казна тратила 1,5 тысячи рублей серебром, что по тем временам было очень большими деньгами. Основным средством передвижения были плоты, караваны переселенцев растягивались на многие километры. Путь занимал почти месяц – к ночи плоты приходилось причаливать к берегу.

Прибыв на Амур, 450 переселенческих семей, а всего более 5500 человек обоего пола, начали осваивать дикие места. Жизнь пошла в тяжких трудах по обустройству станиц, распашке никогда не знавших плуга земель, дремучей тайги, не ведавшей стали топоров и пил. В поднятую целину упали первые зерна ржи, пшеницы, ячменя, овса. На вскопанных огородах были посажены овощи, разбиты сады. Над первыми православным часовнями воздвигнуты кресты, а в окружных станицах начали строиться церкви и церковные школы. Так прибывшие осваивать Амур и нести на нем пограничную службу казаки постепенно налаживали свой быт.

О том, как проходил первый сплав переселенцев хорошо написано в газете Амурская правда №59 от 4 апреля 2008 г., а также на сайте "История города Хабаровска":... "В 1857 г. из Шилкинского Завода отправились сплавом 13-й и 14-й Сибирские линейные батальоны и 450 семей переселенцев. Следующей весной новый сплав продвинулся еще ниже по Амуру, а 31 мая 1858 г. солдаты 13-го линейного батальона под командованием капитана Я. В. Дьяченко заложили военный пост Хабаровку, основателем которого по праву следует считать Н.Н. Муравьева, генерал - губернатора Восточной Сибири. Справедливости ради отметим, что это были не первые сплавы. Самый первый был совершен еще в 1854 году под руководством самого Н. Н. Муравьева. Отправившись 14 мая из Керченского Завода, флотилия ровно через месяц была уже в устье Амура, в Мариинском посту, организованном чуть ранее Г. И. Невельским, сподвижником Н. Н. Муравьева. Весной 1855 г. был организован второй сплав, с которым в Мариинск прибыли 2500 солдат, а с ними и члены научной экспедиции Сибирского отдела Русского Географического общества. Кроме того, вторым же сплавом прибыли и были расселены между Николаевским и Мариинским постами 600 земледельцев- крестьян из Иркутской и Забайкальской областей. Эти поселенцы основали и первые деревни на нижнем Амуре. Заселение амурских берегов происходило мирно, а солдаты использовались исключительно в качестве рабочей силы. Для станиц заранее разрабатывались планы, но, как правило, все они не отвечали реальной ситуации и условиям местности, а следовательно, не находили применения. Капитан Дьяченко чаще всего сам выбирал удобные места для будущих поселений. Непосредственную помощь ему в этом оказывал известный исследователь Амура и Уссури М. И. Венюков. Для первопоселенцев и солдат строились жилые дома нескольких типов. В большинстве случаев они имели в качестве конструктивной основы двойной плетень, внутри утрамбованный слоем земли. Покрытие так - же делалось из плетня и слоя земли с дерном сверху. Так строили в основном временные казармы для солдат. Поселенцам сооружали мазанки с каркасной плетневой основой, обмазанные внутри и снаружи толстым слоем глины. В тех местах, где лес был в изобилии, с самого начала возводили срубные постройки.

В 1857 году пришедшие из Аргуни забайкальские казаки основали Хинганский пост - первый населённый пункт на территории области. В 1858 году его переименовали в станицу Пашковскую, которую назвали в честь Нерчинского воеводы Афанасия Пашкова, руководившего походами казаков по исследованию Амурского речного пути. В 1858 - 1882 гг. на территории нынешней области было основано 63 населенных пункта, в том числе в 1857 г. - Радде, в 1858 г. - Пашково, Помпеевка, Пузино, Екатерино-Никольское, Михайло-Семеновское, Воскресеновка, Петровское, Венцелево, в 1860 г. - Сторожевое, Союзное, Головино, в 60-е годы - Бабстово, Биджан, Башурово.

Так появилось Башурово, названо село по фамилии первых в этих местах переселенцев–казаков Башуровых. Полагаю, что видный забайкальский казак Башуров, чьим именем было названо вновь образованное поселение имел высокое казачье звание, ведь среди высадившихся на берег Амура было немало казаков и с иными фамилиями... Но называли поселения лишь в честь известных, крупных Фамилий. Так, например, село Радде – было основано в 1858 году забайкальскими казаками и названо Раддевка в честь учёного и путешественника Густава Ивановича Радде, который по просьбе генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского составил план будущей станицы и подобрал для неё участок (См. источник). Выше мною уже описывалось, как подбиралось название станицы Пашковской (Хинганский пост)...

Для переселившихся на Амур казаков православие было фундаментом всей их жизни. Как и у всех в старой Руси, у казаков с Церковью было связано и рождение, и крещение, и венчание, и погребение. И весь хозяйственный год тоже был связан с церковными праздниками. Были и свои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы. Казаки Амурского казачьего войска особенно почитали Албазинскую икону Божией Матери как свою защитницу и покровительницу. Православная вера помогала в успешном, но невероятно трудном освоении дикого и необжитого Амурского края. Первым делом казаки строили часовни, а в окружных станицах и церкви. Возводились станичные храмы самими казаками. Но это не являлось для казаков обременительной повинностью, а тем более обузой. Это было потребностью православной веры. Положение священников в казачьих общинах было особым. Они обязательно присутствовали на станичных кругах, следили за нравственностью прихожан, вели метрические книги, выполняли функции медиков, санитарного контроля, обучали детей грамоте. Священники хорошо знали быт, традиции, воинскую службу казаков, ходили с ними в походы и на войны. Как и все казаки, священники вели домашнее хозяйство, сажали огороды, косили сено. Обремененные, как правило, многочисленным семейством, они терпели такую же нужду, как и их прихожане...

Ныне в селе действует начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт и Дом культуры. Сейчас население Башурово- более 300 человек. Рядом (на сев. окраине) дислоцируется российская пограничная застава.

Относительно еврейского населения. Распоряжением Управления Восточной Сибири запрещалось селиться евреям по пограничной линии Амура. Массовое переселение евреев на современную территорию Еврейской Автономной Области началось лишь решением Советской власти в 1928 г.

Особенности Быта Амурских казаков

В станице Албазинской сохранилось 33 дома постройки конца XIX - начала XX веков, в которых продолжали жить албазинцы. Стены окрашивались масляной краской, белились или оклеивались обоями, полы были деревянные, крашеные. Освещалось жилье керосиновыми лампами, реже - в лесных районах - смоляными шишками.
Отапливались все казачьи избы русскими печами, в некоторых домах устанавливались голландские и унтермарковские печи. Кроме этого, в зимнее время практически каждая семья топила дополнительно железную печь.
Главным атрибутом казачьей избы была русская печь с подом, загнеткой, шестком и лежанкой. Рядом с печкой, на аршинном расстоянии от потолка, устраивались полати, занимавшие почти половину избы, на которых ночью спали, а днем складывали ненужную «лопоть» (платье). Во многих домах спали не на полатях, а на соломенных тюфяках прямо на полу. Вдоль печи со стороны входной двери тянулась скамейка-«ленивка», где отдыхали днем и откуда лазили на печь и полати.

В «кути» к стене была приделана широкая полка для посуды. У некоторых тут же в углу прибивался небольшой шкафчик. Из кухонной утвари обязательными предметами для работы у печи были ухват, сковородник, клюка, лопата, помело и щипцы.
Станичный быт традиционно обустраивался в рамках натурального хозяйства. Посуду в основном делали из местного сырья. Из глины станичные умельцы на гончарном круге изготавливали крынки, горшки, чашки, солонки, тарелки, детские игрушки (птички-свистульки). Из бересты шили набирки, туеса, чуманы, чумашки, битки для сбора голубицы, а из дерева делали кадки, квашни, стельницы, ложки, поварешки и др.

Почетное место в казачьей избе отводилось иконам. В переднем углу находилась большая резная божница с массой икон. Традиционным в быту амурского казака из-за отсутствия теплых помещений для скота было содержание в жилом доме - за особыми перегородками около входных дверей - телят, ягнят и поросят.
Вместе с тем внутреннее убранство домов в центральных станицах Приамурья чаще всего имело городской вид - сказалось проникновение на Дальний Восток товаров иностранного производства. Как вспоминает Г. Е. Грум-Гржимайло, «во многих избах мы найдем нередко и швейную машинку, и венские стулья, и висячую лампу, и т. д. Но все эти предметы, столь чуждые крестьянину европейской России, еще более оттеняют окружающую грязь и неряшливость, потому что они появились не как следствие истинной потребности, а как результат дешевизны».

По одежде можно судить об общей культуре дальневосточного казака: «Казак забайкальский, а стало быть и амурский, вышел дурно обтесанный... Солдатскую шинель свою и амурский, и забайкальский казак все-таки подпоясывает кушаком, не утратил и крестьянской любви к полушубкам, теплой шапке и рукавицам» («Русские на Дальнем Востоке», Владивосток, 1926 г.). С иронией называли амурских и забайкальских казаков «унтовым войском».

Элементы одежды, отличавшие служилых людей, присутствовали и в повседневном летнем мужском костюме. Казаки южно-амурских станиц носили защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие с лампасами или черные миткалевые брюки и высокие сапоги или олочи - кожаную обувь домашнего изготовления, напоминавшую лапти.

Но чаще всего в быту у казаков был костюм городского типа, практически не включавший элементов традиционной казачьей одежды. Главным требованием, предъявляемым к одежде, было удобство в быту. Мужчины носили ситцевые рубахи и хлопчатобумажные штаны. Излюбленной одеждой женщин были ситцевые кофты и хлопчатобумажные юбки, фартуки, закрывающие юбку от талии вниз.

Зимнюю одежду казака составляли меховая шапка-ушанка, короткое меховое или ватное пальто до середины бедра, большие валенки или унты из оленьего меха, ватные или суконные брюки, суконная рубаха. Казаки-извозчики в дальнюю дорогу зимой надевали «барнаулку» - большой бараний тулуп - или доху из меха косули. Казаки-охотники брали с собой «тулун» - мешок из меха косули, куда залезали на ночь, укрываясь сверху дохой, и могли так спать при 40-градусном морозе.

Верхней зимней одеждой женщин служили так называемые «кормушки» - стеганные из шерсти короткие тужурки, а также бараньи шубы и козьи дохи.

Праздничную одежду амурские казаки чаще всего покупали в магазине - фабричного производства белье, сапоги и ботинки. А в отдаленных от города селениях ее нередко шили из недорогой ткани. В качестве нарядной одежды казачки носили темные прямые или расширенные книзу юбки, подол которых обшивали лентами или другой тканью, и кофты с высокими воротниками-стойками или большими откидными воротниками, реже - строгие платья.

Праздничный наряд предполагал обязательные украшения: броши, бусы, пояса с металлическими пряжками, кружевные отделки или платок на плечах, ленты. Одежду очень берегли, хранили по несколько лет, складывая в сундук.

Постельным бельем в станичном быту не пользовались. Спали прямо на тюфяках и подушках без наволочек и простыней, укрывались верхним платьем, зимой - тулупом. И только в зажиточных семьях шили простыни, наволочки, полотенца из фабричной ткани. Поскольку женщинам-казачкам часто приходилось заменять мужей в ведении хозяйства, у них не было времени для занятий самотканым производством.

Источник: Амурская правда №163 от 6 сентября 2008 г. Анна Коваленко, заведующая кафедрой гуманитарных наук АГМА, кандидат исторических наук  

(Информация архивного отдела администрации МО "Облученский муниципальный район", а также Некоторых интернет-сайтов)

Комментариев нет: